
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
(Лев Толстой)
Проблема воспитания доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и другому.
Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примера не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать.
17 и 18 декабря 2015 года в старших и подготовительных группах детского сада прошли «Уроки доброты», на которых педагоги учили детей осознанно относиться к социальным нормам поведения, способам и формам выражения доброты друг к другу, к родным, знакомым и незнакомым людям, к животным и растениям. Говорили о том, что доброта проявляется через поступки, слова, мысли. Все мероприятия были направлены на формирование осознанного противостояния злу и проявления радости за успехи другого. Воспитатели помогали детям осознать ценность своих поступков, дружеского и уважительного отношение к окружающим.
Проведенные мероприятия были интересными и насыщенными. Педагоги использовали литературные произведения, которые дети не только внимательно слушали (В. Катаев "Цветик-семицветик", рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Печенье», «Лекарство» и др.), но и заставляли воспитанников задуматься о том, что такое « добро» и «зло», учили сопереживать, совершать добрые поступки по своей воле, замечать радость и боль других людей. В ходе обсуждения дети выражали свое отношение к героям, давали оценку их поступкам, дарили симпатии понравившимся персонажам.
Дети старшей группы говорили о добром сердце, добрых людях, добрых поступка. Ребята показали инсценировку сказки «Как Лиса Зайца обидела», и в ходе этой сказки ее главный персонаж — Медведь — преподал всем «урок доброты». Он не только защитил Зайца, восстановил справедливость, но и в душах ребят вызвал положительный отклик на свой поступок. Характеризуя героев после показа сказки, дети сказали о нем много добрых слов.
Дети с большим удовольствием играли в игры «Твори добро», «Замени добрыми словами», «Хорошие поступки».
В ходе «Урока доброты» дети решали проблемные ситуации: какой человек способен помочь «Мишке с оторванной лапой»: злой, равнодушный или добрый?, Почему?, Можно ли дружить с неряхой? и другие.
Все это способствовало тому, чтобы в ходе мероприятий дети смогли дать свою оценку поступкам, объяснить свой выбор, отдать свои симпатии добрым, честным, вежливым, отзывчивым героям, чтобы возникло желание быть похожими на них.
Все педагоги подчеркивают важность проведения таких мероприятий, которые помогают воспитанию сочувствия, отзывчивости, гуманности, что является неотъемлемой частью нравственного воспитания.